Где учиться жизни? Тренинги для подростков. Подростковый возраст – какой он?

14 февраля 2014,

 Подростковый возраст - очень сложный и напряжённый период для всех: как для самого подростка, так и для его семьи, его окружения. Подросток стремится к расширению контактов, заводит новые знакомства, его увлечения и интересы стремительно меняются, соответственно изменяется самооценка и оценка окружающих людей, пересматриваются роли в семье, школе, компании друзей.  Подросток начинает искать новые жизненные приоритеты, задумываться о своём месте в жизни.

 

В этот непростой отрезок жизни подростку очень важно уметь распознавать своё настроение, свои эмоции, управлять ими, выстраивать комфортные отношения с  ровесниками, близкими, формировать жизненные приоритеты и учиться добиваться намеченных целей.

 

Какие бывают тренинги и насколько они важны для подростка.

 

Общение для подростка – один  из наиболее значимых аспектов жизни. Для общения подростку необходимо пространство, где он сможет в доброжелательной обстановке побыть в среде единомышленников,  узнать что-то новое, познакомиться с интересными людьми; всё это становится залогом  успешного развития и роста личности подростка, понятия и принятия себя и  других людей. В принципе, вся жизнь подростка – это учение и общение. Но насколько полезным бывает тот или иной этот опыт и способствует ли он развитию подростка? Ведь научиться дерзить и нецензурно выражаться можно довольно быстро и легко. Но нужен ли подростку такой жизненный опыт?

 

В этом смысле тренинг является комфортной и безопасной для подростка средой, в которой он может реализовывать цели творчески, экспериментируя и получая позитивный опыт мироощущения и выстраивания коммуникаций с людьми.

 

Тренинг позволяет подростку окунуться в среду единомышленников, почувствовать товарищескую поддержку и принятие, лучше узнать самого себя, проработать свои проблемы. Тренинг является прекрасной возможностью повысить собственную самооценку, услышать мнение сверстников и понять, что многие проблемы схожи, попытаться вместе найти выход из сложной ситуации.

 

Формат тренинга позволяет подростку получить необходимые жизненные навыки, выстроить свою систему ценностей, открыть новое для себя в окружающем мире и в людях. Такой формат общения как тренинг очень популярен среди молодёжи.

 

 

Виды тренингов.

 

Тренинги навыков. Данные тренинги имеют цель привить подросткам конкретные умения, которые потом пригодятся в жизни. Примерные темы навыковых тренингов: невербальные коммуникации, тайм-менеджмент, самопрезентация. Тренинги такого рода предполагают достижение конкретной цели – выработку жизненных навыков, необходимых подростку.

 

Развивающие тренинги. Тренинги личностного роста, Данные тренинги предлагают подростку возможность поразмыслить о своём месте в жизни, выстроить планы на будущее, поделиться со сверстниками своим опытом решения проблем. Оценка эффективности таких тренингов сложна, так как ориентироваться приходится на индивидуальные показатели каждого участника. Ценным в таких тренингах является то, что подросток получает возможность увидеть и оценить свои действия и поступки, скорректировать своё поведение  и расширить представления о людях и окружающей действительности.

 

Эффективная работа в команде (тимбилдинг). Данные тренинги ориентированы на организацию эффективно функционирующего коллектива (команды). Для подростка такой командой является школьный класс, в котором он проводит большую часть своего времени. Поэтому важнейшей задачей для него является выстраивание доверительных отношений и комфортной атмосферы в школе. Тимбилдинг является эффективным способом сгармонизировать отношения в школьном коллективе – и с одноклассниками, и с педагогами, поднять уровень доверия и взаимопонимания между подростками, обучить грамотному разрешению конфликтных ситуаций. Тренинги такого рода позволяют в форме игры отработать навыки командной работы, навыки постановки целей и принятия коллективных решений. Подростки в ходе тренинга получают богатый опыт, который смогут применить в реальной жизни, например, попробовать новые модели поведения в школьном коллективе, предложить какие-то новые идеи по организации школьной жизни, привнести в неё энергию, оптимизм и бодрость, выработать навыки коммуникации, позволяющие эффективно учиться, взаимодействовать и решать поставленные задачи. В итоге подростки смогут больше узнать друг о друге и установить в коллективе комфортные и доверительные отношения.

 

Вышеназванные тренинги, как показывает практика, очень интересны и полезны для подростка, ребята живо реагируют на такую форму обучения, с удовольствием подключаются к активным действиям, приобретая в динамике  бесценный опыт командного взаимодействия.

 

Приведём ещё несколько примерных направлений тренингов для подростков: управление своими эмоциями, постановка цели и возможные варианты её достижения, понимание и принятие себя как индивидуальной личности, эффективные коммуникации, творческое решение задач, формирование позитивного будущего, тренировка уверенности в себе и самопрезентация. Через тренинги подростки расширяют свои знания о мире и осознают своё место в нем. Для получения максимального эффекта от тренинга рекомендуется использовать различные форматы работы.

 

Например, на тренинге «Управление эмоциями», целью которого является обучение контролю над своими эмоциями, вначале подростку разъясняется, что такое эмоции, далее предлагается распознать у себя различные эмоции, а затем при помощи специальных техник попробовать управлять своим эмоциональным состоянием. При этом в течение тренинга участники постоянно контактируют друг с другом, делятся впечатлениями и становятся ближе друг другу, лучше понимают друг друга, а коллектив участников тренинга становится более сплочённым.

 

Группы и место для проведения тренингов.

 

Тренинги под заказ для классов, школ, организованных групп.

 

Если тренинг организовывается для класса, то его тема должна быть интересна учащимся, можно обсудить её также на родительском собрании с классным руководителем. В результате тренинга подростки приобретают опыт коллективных действий, класс становится дружным, разрешаются конфликты. Недостатком данного тренинга является сложность организации: выбор темы, времени и места проведения, несогласие отдельных родителей или учеников. Однако усилия, затраченные на проведение такого тренинга, окупают себя с лихвой: подростки почувствуют локоть друг друга и сплачиваются в единую команду.

 

Если организовать на тренинг всех одноклассников не получается, можно привлечь часть класса или компанию друзей-подростков. Для проведения тренинга также можно пригласить спортивную команду, творческий коллектив, в которых участвует школьник-подросток. Как правило, данные коллективы меньше по численности, чем целый класс, и организовывать тренинги для них проще.

 

Организация тренингов в тренинговом центре.

 

Тренинги в тренинговом центре организуются для групп, в которых участники, как правило,  не знакомы друг с другом; каждый подросток принимает решение об участии в тренинге самостоятельно или вместе с родителями.

 

Для подростков важно, чтобы тренинговый центр был комфортным, уютным, интересным, - то есть подростку должно нравиться находиться в тренинговом центре. Тренинги такого формата позволяют подросткам расширить круг своего общения, проявить новые стороны своей личности, выработать новые позитивные формы поведения, отличные от привычного общения с друзьями – известно, что зачастую люди в коллективе ведут себя в соответствии с тем, что от них ожидают. На такого рода тренингах подросток в безопасной, комфортной и конфиденциальной атмосфере получает возможность откровенно поделиться своими проблемами и выработать эффективные пути их преодоления.

 

Как выбрать для подростка максимально полезный и эффективный тренинг

Выбирая тренинг для подростка, ознакомьтесь с деятельностью тренингового центра и тренера, который будет работать с Вашим ребёнком. Поищите в Интренете сайт центра, почитайте отзывы, пообщайтесь с теми, кто уже участвовал в тренингах. В эффективности тренинга большую роль играет квалификация тренера и его искреннее отношение к детям.

 

Выбирайте тематику тренинга, интересную для подростка. Вряд ли тренинг «Тренировка уверенности в себе» будет полезен, подростку, который является лидером школьного или спортивного коллектива.

 

После определения формата и темы тренинга важно сформировать цель, которую Вы планируете достичь в результате прохождения подростком тренинга, и, что не менее важно,  согласовать её с Вашим ребёнком. В идеале, с подростком желательно согласовать всё – место, форму проведения тренинга, цель и желаемые результаты. Такой подход повысит личную заинтересованность и ответственность подростка и его нацеленность на максимальные результаты работы в формате тренинга.