Как правильно поощрить сотрудника?

14 октября 2013,

 Какой руководитель не мечтает о дружном и трудолюбивом коллективе, состоящем из опытных сотрудников, знающих и любящих свое дело? Но каждый достигает этой цели разными средствами. Кто-то не спускает ни единой промашки и устраивает кровавую баню за малейшую провинность, а кто-то предпочитает действовать пряником вместо кнута.

 
Было проведено обширное исследование, в ходе которых изучалось воздействие различных поощрительных мер на разные категории служащих. Результаты показали, что материальное поощрение наиболее эффективно для незамужних женщин, для которых личные интересы менее актуальны, чем карьера, и на женатых мужчин, ведущих активную интимную жизнь за пределами брачного ложа. Замужние женщины и холостяки больше всего ценят похвалу, особенно публичную. А отличия вроде звания «Лучший работник» наиболее благотворно влияют на работу мужчин до 30 и женщин, ведущих активную половую жизнь.
 
Учитывать следует и склад характера сотрудника. Люди технического склада ума, например, больше обрадуются денежным премиям и туристическим путевкам. А вот для творческих людей жизненно важно всеобщее признание и восхищение, поэтому наиболее эффективно на них воздействуют похвалы и всевозможные отличия. При этом было обнаружено, что поощряя работника методами, соответствующими его психологическому типу, можно  увеличить его трудоспособность более не вполовину.
 
Согласно выводам, сделанным учеными, поощрение необходимо применять только по факту выполненной работы. Выплата премиальных в определенные дни или через определенные промежутки времени не приносит желаемых результатов. Сильного эффекта можно добиться и простой похвалой, которая не вызывает таких непомерных аппетитов, как денежное вознаграждение, и потому может быть применена когда и сколько угодно. Но делать это лучше, опять же, по окончании работы.
 
Сотрудники, на которых эффективнее влияют поощрения,  чем наказания, относятся к типу людей достижения. Это уверенные в себе, целеустремленные люди, которые постоянно самосовершенствуются и быстро продвигаются по карьерной лестнице. Их нужно регулярно поощрять премиями и знаками отличия. Те же, кто лучше работает под страхом штрафной санкции, относятся к типу людей избегания. Такие работники постоянно трясутся за свою должность и боятся подвести начальство. Им комфортно работается в определенных должностных рамках, в теплом кабинете со стабильной зарплатой.
 
6        типов сотрудников
 
1.      Блюстители покоя
 
В эту категорию входят 20% работающих людей, из них 54% составляют мужчина за сорок. Эти работники предпочитают стабильность и покой и ненавидят поощрения вроде командировок или выездов на конференции, из-за которых им приходится менять привычный распорядок жизни. Больше всего они будут благодарны вам за внеочередной выходной.
 
2.      Искатели наживы
 
Составляют 19% всех служащих и большей частью предстают в лице неудовлетворенных своей должностью женщин. Устная или письменная благодарность для них – пустой звук. Любому знаку отличия они предпочтут денежную премию и остаются глухи к другим методам поощрения.
 
3.      Хозяева жизни
 
К ним относятся 17% работающих людей, в основном это женщины старше 45 лет, которые занимают очень высокую должность. Эти работники уже добились заметного успеха и высокого дохода, и главным приоритетом для них стала самореализация. Им понравится, если вы поощрите их комфортными условиями работы или пригласите в новый перспективный проект.
 
4.      Любители бонусов
 
Составляют 22% всех служащих, в основном женского пола. Эти люди по достоинству оценят любое вознаграждение, но будут особенно рады подарочным сертификатам и возможности выехать за границу. Но ни в коем случае не для того, чтобы зевать на научном семинаре.
 
5.      Жаждущие похвалы
 
В эту категорию входит 16% служащих, большинство из которых мужчины. Лучшей мотивацией для них будет публичное признание их профессиональных качеств. Эти люди следят за своей репутацией в рабочем коллективе и будут из шкуры вон лезть, чтобы вы похвалили их перед сотрудниками.
 
6.      Фонтаны энергии
 
Самый редкий тип, к которому относится всего 8% работающих людей, в основном мужского пола. Они настолько погружены в свою работу, что буду бесконечно благодарны вам за возможность расширить сферу своей деятельности и руководить другими сотрудниками.
 
Независимо от типа, к которому относятся его сотрудники, грамотный руководитель должен понимать, что на одних грамотах и публичных похвалах далеко не уедешь, и даже самый скромный служащий хочет иногда получить прибавку к зарплате. А руководитель, каким бы добрым и толерантным он ни был, в свою очередь должен уметь указать на недостатки сотрудника, если в этом возникнет нужда.