Психолог в школе

  
Ginger
Сообщений: 2
Всем привет!

С чего следует начать свою работу начинающему психологу в школе, в которой до него психологическая работа практически не проводилась, а все материалы от предыдущего специалиста не сохранились?
Анжелика Мерсиянова
Сообщений: 4
Ginger, приветствую Вас на нашем сайте!!!
Вариантов организации деятельности могут быть разные.
Если это городская школа, то в ГорОО должен быть методист, курирующий психологов. Там можно получить много различных установочных документов, форм, общий план работы психолога в школе, положение. Есть ли в этом какие-то сложности? Сейчас такая документация в изобилие есть в интернете. Там же можно найти перечень обязательных документов психолога школы (положение, планы, формы отчетов, расписание работы, индивидуалные карты учащихся и т.д.).
В план работы включается диагностическая и коррекционная деятельность, консультации детей, родителей и педагогов, организационная деятельность, методическая, исследовательская. Определяются направления работы, но их просто физически не может быть много. Чаще всего - это "трудные", профилактика наркомании, одаренные дети и т.п.
Рекомендую, планирвоать только 60% рабочего времени. Потому, что 20% будут "доделки", а еще 20% разойдется на текущие дела. А их будет тоже ооочень много.
Так или иначе Вам надо будет выбрать - каким психологом Вы будете - "бумажным" или "живым"?
Если "бумажным" - значит уйдете в ведение документации, написание отчетов, справок и т.д. Дети Вас видеть почти не будут, ну так - во время диагностики только.
Если "живым", то возможно в документации не будет идеального порядка, но зато у детей будет свой психолог. Будут консультации, тренинги, психологический клуб для тех, кто увлекается психологией.

Еще есть один сложный момент работы в школе - это "перетягивание психолога". Администрация к себе, педагоги к себе, а дети может и не будут тянуть силой и манипуляцией, но будут ждать и смотреть ждущими глазами. Здесь тоже важно определиться для себя "Кто ты?".
Психолог - помощник в управлении школой, в управлении детьми или психолог, помогающий детям. Все роли хороши. Главное соблюдать этический кодекс и стоять на нем до смерти и кровавых ран. Можно умудриться и совместить эти роли.

Я бы еще много могла сказать, но чувствую, что сейчас мне уже нужны обратная связь и вопросы от Вас.

Удачи!
Ginger
Сообщений: 2
Анжелика, спасибо за быстрый отклик!

Вопрос про "живого" и "бумажного" психолога встал с первых же дней практики. Методист предоставила все документы, необходимые к ведению и заполнению, плюсом добавила, что нужно вводить дополнительно в свою папку. В инете информации действительно много.
А через пару недель я поняла - ну всё, я полностью только в этих бумагах))) И ничего более!
И вопрос тогда встал с планированием - я старалась распланировать все 100% времени, что конечно же, было нереально.

Главный вопрос, который меня сейчас мучает - как простроить систему работы. Из каких частей будет состоять эта система, потому что это будет в любом случае, обширнее, чем план работы. Не могу четко сформулировать)
Анжелика Мерсиянова
Сообщений: 4
Ginger, я сама не работала в школе, но проблемы школьных психологов мне хорошо известны, так как контактирую с ними плотно. Работала в университете, занималась методической и организационной деятельностью в системе образования. Параллельно всегда была практическая и научная работа. То есть все направления мне знакомы) В школе это все приходится совмещать. И везде должно быть хорошее качество)
Как ни анализируй проблемы работы психолога в школе, все равно выйдем на две основных: время и вопрос широты и глубины ответственности школьного психолога. И то и другое придется отстаивать. Хороший способ - ведение журналов регистрации проведенных мероприятий, где последним столбцом идет графа подписи человека, получившего услугу психолога.

Журнал по диагностической деятельности - фиксируется заказчик, указывается текущая диагностика или плановая, направление и цель диагностики, методы исследования, количество обследованных, дата проведения и сроки обработки и написания отчета, обязательно пропишите пункты рекомендаций (обращение к психиатру, неврологу, посещение тренингов, коррекционная работа, консультация с родителями, психологич.рекомендации учителям и родителям - уделять внимание ребенку, подбадривать и т.д. и т.п. Не скупитесь)))), кол-во потраченных на это часов и подпись получателя услуги и рекомендаций. Этим Вы обезопасите себя - Вы отдали результаты и рекомендации учителю, родителям и с этим отдали ответственность. Там стоит подпись - человек эту ответственность принял. Если возникнет проблема - отвечать придется ему - почему он не следовал рекомендациям.

Журнал учета индивидуальных консультаций - фиксируется заказчик (учитель, родитель, сам ребенок, если самообращение), в самых общих чертах может быть указана тема заказа, содержание консультации не расписывается ни в коем случе, это конф-ная информация. Указывается дата и длительность конс-ции. В конце ставится подпись получателя услуги, если ему больше 12 лет, и родителя/учителя, если меньше 12 лет. Нередко к психологу обращается учитель, например получить информацию о каком-нибудь психологическом феномене, обсудить поведение ребенка. Это тоже консультация, ее тоже фиксируйте. И пусть педагог распишется. Не бойтесь показаться смешной. Не стесняйтесь записывать даже короткие беседы. Из них состоит основная часть нашей работы. Работу педагогов в школе видят, работу психолога - нет. Педагог у доски с утра до вечера, психолог - бегает по кабинетам или сидит у себя, и конечно "ничего не делает" - такое складывается мнение. Другим способом доказать то, что вы делаете много не возможно.

Журнал проведения групповых форм работы. Указывается заказчик (текущая заявка или по плану), тема, форма (тренинг, встреча психолог.клуба, выступление на собрании, на пед.совете с докладом), количество участников/слушателей, дата, длительность работы психолога, подпись (классного руководителя, зав.по воспитат.работе, организатора собрания).

Журнал оформления заявок. Очень важная вещь. Всё будут валить на "серого". Будут просить о чем-то на лестнице и т.д. Если хотите показать серьезность и сложность работы психолога - заведите такой журнал. Заказчик, кто будет объетом воздействия, содержание заявки, планируемые мероприятия, дата заявки, дата и сроки проведения, подпись заказчика "до", подпись заказчика "после" выполнения заказа и примечание.
Этот журнал поможет планировать свое время и обосновывать свою занятость. Может сложиться впечаталение, что у психолога резиновый график. Журналом Вы покажете свой ПЛАН работы.
Тщательно обсуждайте заявку, не принимайте нереалистичных заявок, где психолог д.б. волшебником и свершать чудеса, где психолог выполняет чужую работу. Показывайте заказчику, что Вы действительно можете.

Можно придумать еще варианты. Но это основная текущая работа "живого" психолога и по журналам будет видно, сколько вы делаете.

Составьте общее расписание, где Ваши рабочие часы будут расписаны по видам деятельности. Это может быть расписание на неделю. Но планируйте только 60% времени. Остальное оставьте для текущих заявок.
Это как в больнице - часть пациентов приходят по талонам, а часть с острой болью...
Редактировалось: 1 раз (Последний: 3 марта 2012 в 17:52)
Анжелика Мерсиянова
Сообщений: 4
Ginger, задавайте еще вопросы, уточняйте детали. Мне так будет легче давать рекомендации. Как говорится в психологии - помогите мне помочь Вам)))
Анжелика Мерсиянова
Сообщений: 4
Еще есть важный момент. Пелагоги будут спрашивать у вас очень много материала по психологии для оформления разных своих тематических папок - методических и воспитательных. Придумайте какой-нибудь свой штамп, где будет стоять Ваша должность, Фамилия и дату вписывайте. Например, готовите материал по наркомании - перед тем как передать его пелагогам - поставьте туда свой штамп, в их папках будут "Ваши материалы". Но это будет видно. Часто происходит так - психолог раздал материал пелагогам. А в результате - педагогие молодцы, у них есть тематические папки, а психолог - "ничего не делает". Хотя почти весь материал собран психологом.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 3 марта 2012 в 18:04)
кнут
Сообщений: 31
Психология прочно вошла в нашу жизнь? А может это просто блажь новомодных спецов.
Зоя
Сообщений: 11
Мне по нраву традиции в Европейских странах и США, когда люди при любых проблемах идут к психологу. Это отличное решение, но к нам это придет еще не скоро. Наши люди еще не привыкли доверять свои секреты посторонним, хоть и квалифицированным психологам. Очень жаль.
«Can't repeat the past?...of course you can!»
LevAnufriyev
Сообщений: 14
кнут:
Психология прочно вошла в нашу жизнь? А может это просто блажь новомодных спецов.
Каждому своё.
Когда ко мне приходят люди за помощью, я им помогаю, они довольны результатом - это, считаю, показатель того, что психология вошла-таки в нашу жизнь.
Конечно, если вы про психологическую работу в стиле анекдота:

- Привет, ты месяц назад ходил убитый горем, что у энурез, а теперь радостный весь... Вылечил, что ли?
- Нет, не вылечил, теперь я им горжусь!

То, конечно, есть что обсуждать.

Однако, говоря о реальных результатах работы, это реально восстановленные отношения, вылеченные заболевания, найденная работа, которая до того пол года не находилась, прекращение депрессий и зависимостей - наличие этого -показатель, что психология на самом деле вошла в нашу жизнь!